В прошлом номере «РК» был опубликован материал «Война на
реке Озерная?». Он получил большой отклик. Большинство читателей просили
поддержать колхоз «Красный труженик» (как его продолжают называть с советских
времен). Но некоторые, звоня в редакцию, говорили, что журналиста ввели в
заблуждение, а на самом деле все в Озерновском регионе совсем не так.
Чтобы выяснить, как там обстоят дела в действительности, я
поехала в Озерную. Любой ценой?
Учитывая, что в этом году на Опале нет переправы, путь от
Усть-Большерецка в п. Озерновский занимает немало времени, а также требует
выносливости и терпения. До Опалы добраться, в принципе, не очень сложно. Поток
транспорта туда довольно плотный. Кроме грузовых машин, которые возят сырец на
новый завод холдинга «Народы Севера» в Октябрьский, утюжат просторы тундры
разного рода джипы, причем иногда непонятно с какой целью. Рыбаки в перерывах
между заметами не отказываются перевезти людей на другой берег. А вот там можно
уже долго ожидать, пока со стороны Озерной подойдет машина. Тем не менее, те,
кому нужно, до пункта назначения добираются.
К вечеру пятницы (23 июля) до места добралась и я. И сразу
отправилась на речку, где происходят те самые события, о которых я судила по
документам и фотоматериалам, а теперь хотела убедиться в их достоверности
воочию.
Сразу скажу: действительность превзошла все ожидания.
По странной случайности мой приезд в Озерную совпал с
сильным толчком нерки в речку. На берегах сразу началось оживление. Сначала
замет сделала бригада Озерновского РКЗ № 55 на первой тони. Следом – на второй
тони – рыбаки ООО «Витязь-Авто». Третья тонь в этом году у РА «Колхоз Красный
труженик». Бригада уже готовилась выходить на замет, когда в протоке появился
«Урал». Мне показалось странным, что машина проехала в одну сторону, потом
назад, затем снова туда-обратно… Однако уже через несколько минут все стало
понятно.
Недалеко от устья реки Озерная есть небольшой островок,
он разделяет основное русло, по которому
основная масса рыбы идет на нерест, и мелкую протоку, в которую нерка заходит
даже по приливу только когда рыбы очень много, что бывает чаще всего накануне
шторма. В тот вечер погода заметно испортилась. Вероятно, уже делая замет,
рыбаки на первых двух тонях увидели, что рыбы зашло очень много. Невода там,
хотя и работают «в замок» (вопрос: почему органы рыбоохраны дают официальное
разрешение на столь варварскую эксплуатацию реки?), были, естественно, полны. А
значит, неплохой улов мог быть и у «Красного труженика» на третьей тони, и у
ООО «Рыбхолкам» на четвертой...
Но, видимо, как раз этого и не собирался допустить
«Витязь-Авто». И именно с целью перекрыть ход рыбы дефилировал «Урал» по
протоке. Водителя, как и работников предприятия, находившихся на островке,
ничуть не смущало, что с колхозной тони все происходящее фотографируют. Причем
не только рыбаки бригады, но и явно постороннее лицо. Тем не менее, когда я
дошла до места, с которого «Урал» ездил через протоку, машина прекратила свою
«деятельность». Не удалось незаметно подойти туда и позже: водитель видел незваного
визитера и, естественно, избегал встречи. Понятно, что даже сумей задать ему
интересующие меня вопросы, ответа не дождалась бы.
Хотя он, по-моему, элементарно простой: любой ценой
«удушить» колхоз.
Когда выхода нет
Между тем, все рядовые участники путинных событий в
Озерновском регионе – местные жители (либо родившиеся, либо живущие там много
лет). Сегодня многие из них, чтобы не потерять работу, вынуждены выполнять
такие распоряжения «хозяев», что потом стыдно смотреть в глаза соседям.
Когда колхоз стали откровенно и жестко «давить», а это
длится уже лет 6-8, люди долго оставались в рядах «Красного труженика». Но так
не могло продолжаться долго. Ведь всем нужно жить. Содержать семью и дом,
растить и учить детей… А у колхоза каждый год отнимали речные и морские
участки. Так, сегодня у одного из старейших рыболовецких предприятий Камчатки,
которое десятки лет было единственным пользователем здешних биоресурсов,
осталась одна тонь на реке Озерная и два морских участка – на Явина и на Опале.
Да, люди вынуждены идти на предприятия, которые появились и
укоренились в Озерной, используя любые методы, игнорируя законы чести,
справедливости, порядочности. Для большинства это трудное моральное испытание,
но иного выхода у них просто нет. И руководство рыболовной артели это понимает.
Но что может сделать? В этом году впервые колхоз привез сезонных рабочих. А
ведь всегда на путину в «Красный труженик» стояла очередь, но преимущества
имели жители Запорожья и члены семей колхозников.
Но работая на добывающих и перерабатывающих предприятиях в
Озерновском и Запорожье, местные жители, причем не только колхозники, оценивают
ситуацию вполне однозначно: то, что происходит в Озерновском регионе, –
беспредел.
Например, специалисты других заводов говорят: когда на
второй тони работал колхоз, не возникало никаких инцидентов. Сделав замет,
колхозные рыбаки давали рыбе подняться выше по течению, чтобы на всех тонях был
нормальный улов. И рыбы, говорят люди, хватало всем!
Более того, ее и сегодня хватило бы, если бы ООО
«Витязь-Авто» работало, соблюдая писаные и неписаные правила. Однако судя по
поведению рыбаков его речной бригады, законность и прочая «ерунда» их мало
волнует. Например, заметили, что я активно снимаю все, что происходит на реке,
– и лодка, делавшая замет, демонстративно заходит за вешку, показывающую
окончание рыболовного участка, метров так на 20-30. И это при том, что вешка
эта стоит отнюдь не там, где должна, а на 170 м дальше.
По рыболовному билету протяженность участка ООО
«Витязь-Авто» составляет 200 метров. Но в течение двух лет предприятие
углубляло русло и отсыпало косу, которая как бы стала продолжением острова. К
слову, заниматься углублением дна основного русла «Витязь-Авто» на законных
основаниях не может, поскольку лицензию на эти работы сроком на 5 лет получил
колхоз, еще будучи пользователем второй тони, а до истечения этого срока другой
лицензии на тот же объект никто не имеет права выдать. Но мало того, что эти
работы велись без разрешительных документов природоохранных органов. В
результате землеройной деятельности «Витязь-Авто» намыл косу, которую и
присовокупил к протяженности полученной тони, а она на сегодня составляет по
факту 370 метров (против 200 метров по рыболовному билету).
О том, как на это смотрят инспекторы от федерального органа
по рыболовству, я не узнала. Дело в том, что два инспектора не ходили по
берегам Озерной, вымеряя, проверяя и т.д., а находились на том самом островке,
где тонь «Витязя-Авто». С берега можно было увидеть, как иногда они выходят из
балка, прогуливаются по берегу, но попыток «выйти в народ» что-то не
наблюдалось. Правда, бригадир «Красного труженика» рассказывал, что на днях
часа в два ночи один из инспекторов посетил колхозную тонь, однако общения, по
сути, и не было.
Так что выяснить, почему ООО «Витязь-Авто» самодеятельно
изменяет русло реки, отсыпает искусственную косу, увеличивает протяженность
своей тони, препятствует рыбалке бригад, работающих выше, и еще много-много
других вопросов, мне не удалось. Добираться вплавь на остров не было желания, а
на лодке значило бы подвергать опасности рыбаков, зашедших на чужую территорию.
Порядочность сегодня не в цене…
Лет пять назад мне пришлось в Озерновском пробыть почти
неделю. Прилетела на 2 дня, а задул «восточник» – вот и ходила по Озерновскому
и Запорожью, знакомилась с жителями. Замечательные, открытые люди.
В этот раз я видела других людей. Нет, они вроде бы и
остались прежними, но говорить с ними, как прежде, не получалось. Они боялись.
А если что-то и говорили, то очень просили: только не упоминать их имен.
Да что там местный рабочий люд (которого некоторые
предприятия в Озерновском принимают на работу с двумя заявлениями, второе – на
увольнение без даты), если руководители нескольких перерабатывающих предприятий
соглашались беседовать при условии, что никаких ссылок на них быть не должно…
Атмосфера недоверия, а порой и откровенного страха,
неискренности, настороженности – вот что сегодня вы увидите, приехав в Озерную.
Если приходилось бывать там раньше, разницу почувствуете.
И в Петропавловске, и в Усть-Большерецке, и в Озерной мне
пришлось за последние несколько дней услышать: колхозники сами виноваты.
И я не буду с этим спорить.
Да, колхозники, вы сами виноваты!
Вы виноваты в том, что не научились предавать, делать
подлости, строить козни и плести интриги, смотреть на людей как на быдло,
презирать честность, порядочность, добрые соседские взаимоотношения,
сентиментальные чувства и сострадание к ближнему…
Нет, от того, что вы остались прежними, к вам множество
людей не будут относиться хуже, чем прежде, скорее, наоборот.
Но в той войне, которую затеял против «Красного труженика»
«Витязь-Авто», благородство не будет ни оружием, ни броней. Благородство и честность
– те качества, которые в современном бизнесе не жалуются, не популярны и не в
почете. Потому что у таких бизнесменов есть высокие покровители, исповедующие
одну с ними веру.
«Деньги не пахнут», – утверждают они. Неужели? А если
вспомнить, как появилось это изречение? Его произнес в ответ своим возмущенным
детям один из римских императоров, который ввел в древнем городе налог на
общественные туалеты.
Впрочем, у наших местных олигархов, возможно, просто с
обонянием не всё в порядке. А если что, то ведь на дорогие дезодоранты и всякий
парфюм деньги у них найдутся. Так что спокойному сну их совести и человеческой
добропорядочности ничто не помешает.
Елена ФЕДОРЧЕНКО.
|